Мюррей Букчин
Реконструкция общества
Предисловие к русскому изданию REMAKING SOCIETY
К российскому читателю.
Перевод
этой книги на русский язык для
меня особенно важен. Как может
догадаться читатель по моей
фамилии, я русского
происхождения, и хотя я родился в
Соединенных Штатах, ребенком я не
знал иной культуры, кроме
культуры моих родителей - русских
евреев. Моя бабушка, родившаяся в
1869 году и воспитывавшая меня до
своей смерти в 1930, была членом
движения народников, она успела в
незабываемой, живой манере
передать мне свои опыт. Будущее
русского народа волновало меня в
течении всех шестидесяти лет
моей социальной активности. Я -
последовательный
интернационалист, но кроме того я
ревностный и эмоциональный
наблюдатель событий в России.
Я знаком с капитализмом не только
теоретически, но и практически,
на опыте моей жизни, и мне слишком
хорошо известно его опустошающее
влияние на общество и мир природы.
Ради благ так называемого
свободного рынка и конкуренции,
капитализм нанес страшный вред
миллионам людей в США, жизнь
которых небезопасна и полна
лишений, и окружающей среде.
Кроме того в тридцатых годах я
флиртовал с государственными
социалистическими идеологиями,
поэтому мне известны ужасные
страдания, которые сталинский
режим принес русским пюдям и
ущерб, причиненный им окружающей
среде.
Есть ли у русского народа
альтернативы этой системе помимо
рыночной экономики? Система "свободного
рынка", ориентированнаяна
прибыль, власть и разрушительную
технологическую экспансию
сосвоей номенклатурой так
называемых "свободных
предпринимателей" не только не
принесет русскому народу
западной "хорошей жизни", но
и просто оставит без средств к
существованию. Может быть
русские люди должны вернуться к
государственному социализму
сталинского режима и его
полицейской системе, к ГУЛАГу как
к неизбежному уделу всякого
инакомыслия и протеста?
А может быть есть третий путь,
социально ориентированный,
гуманный и действительно
народный способ организации
общества, который позволит
демократически использовать
ресурсы России на благо всего
народа. Российский народ, равно
как и все народы бывшего СССР,
должны найти действительно
демократический, кооперативный и
экологический путь
удовлетворения своих
экологических потребностей,
обеспечения жизни в комфорте и
разумной роскоши, экономической
безопасности, без системы
иерархии и подавления, которые
препятствуют достижению этих
простых и достойных целей.
Remaking Society пытается
сформулировать идею такого
третьего пути, предлагая
либертарное решение,
ориентированное не на рыночную
экономику и не на контролируемую
государством экономику.Оно
ориентировано на моральную
экономику, основанную на
внимание к человеческим
потребностям, на порядочности и
кооперации для общего блага.
Книга призывает
реструктурировать экономику,
общество и политику таким
образом, чтобы простые люди и их
соседи, в России или где-либо еще,
смогли создать серьезное
ответственное и истинно
демократическое общество,
контроль над которым находится
непосредственно в их руках.
Россия, в частности, имеет
сильную традицию, грубо
подавлявшуюся большевиками с 1921
года, контроля местным
сообществом всех аспектов
общественной жизни. Сразу после
падения сталинского режима люди
в деревнях, больших и малых
городах продемонстрировали
невероятную инициативу в
создании своих собственных
институтов общественного
действия.
Эти первые народные институты
исчезли, частично, потому что
аппарат централизованного
государства отобрал власть,
которую онитак быстро получили,
частично, в результате
экономических проблем, возникших
в результате "советов" - в
действительности, требований, -
которые западные,
ориентированные на рынок
советчики давали России и всей
Восточной Европе в целом,
создавая миф о том, что
капиталистическая экономика
принесет им изобилие, цинично
отказываясь упоминать о тяжелой
жизни миллионов людей в
Соединенных Штатахи части
Западной Европы.
Результатом этих советов, я
должен это подчеркнуть, была
ужасающая криминализация
российской жизни вездесущей "мафией",
реставрация старой номенклатуры,
многие представители которой
провозгласили себя "свободными
предпринимателями" и всеобщим
обнищанием российских рабочих,
крестьян, людей среднего класса и
интеллигенции. Чаще и чаще
русские люди должны были
обращаться к своим местным и
региональным ресурсам, для того
чтобы получить средства к жизни.
Провал централизованной
экономики, которую большевики
навязали русскому народу и его
соседям на три поколения,
использование ее для личного
обогащения новыми стратами
индустриальной и политической
бюрократии, и, позже, новыми "свободными
предпринимателями", а также
обнищание огромного большинства
российских людей, - все это
требует рациональной переоценки
того, как Россия должна быть
реорганизована, "переделана",
до того как деспотические и
ориентированные на прибыль
институты будут крепко
вцементированы в российское
общество.
Хотя я написал книгу в ответ на
проблемы и движения
англоязычного мира, во многих
отношениях эта книга более
приложима к странам бывшего СССР.
Сейчас в России - период
изменений, и хотя они часто
ошеломляют и пугают, но они и
создают возможность народной
интервенции, организованной
либертарным движением. В этот
период движение может создать
народные институты, укорененные
в местной жизни районов,
небольших городов и деревень и
утвердить там прямую, "лицом-к-лицу"
демократию, и таким образом
вернуть народу экономическую и
политическую власть.
Я не призываю районы, города и
деревни к узкому местничеству, в
котором каждый ищет своей выгоды,
не обращая внимания на других. Я
говорю об истинном
конфедерализме, в котором
демократические местные
образования сами себя объединят
в свободной административной
структуре на региональной и
межрегиональной основе, чтобы
управлять ресурсами своих
областей дли народного блага под
строгим надзором народных
ассамблей, которые должны будут
чередовать и заменять власть,
инструктировать своих
конфедеральных делегатов.
Автономия на местном уровне
должна быть комбинирована с
взаимной зависимостью на
региональном и конфедеральном
уровнях. Другое общественное
устройство, нежели комбинация
локальной автономии и
региональной взаимозависимости
будет не только местническим и
непрактичным, но и откроет дорогу
созданию огромного и
деспотичного национального
государства, контролируемого
номенклатурой и ее криминальной
мутацией в виде мафии.
* * *
Либо люди планеты объединяться в
кооперативное, истинно
демократическое и экологическое
общество, либо мы разрушим ее.
Либо мы будем жить вместе как вид,
широко используя существующие и
новые технологии, которые
обеспечат жизненные средства и
материальную безопасность
каждому, в обществе,
структурированном на
основенародных институтов, или
мы будем разделены и, в конце
концов, подчиним себя и свою
свободу олигархии, основанной на
материальных привилегиях и
государственной политической
тирании. Если бедность не
взорвала общество, то растущий
экологический кризис сделает это
наверняка. Давайте не будем
обманывать самих себя: это будет
уделом всего человечества, если
мы не решим использовать свои
мозги - свой разум - чтобы
перестроить общество по
этическим, кооперативным и
демократически и экологическим
принципам.
В Remaking Society я попытался показать,
как это может быть сделано,
насколько смог откровенно. Книга
не содержит утопии или мечтаний,
скорее она основана на
реальностях, с которыми мы
сталкиваемся сейчас и столкнемся
в будущем. Она построен на
внимательном изучении истории,
исторических попыток создать
рациональное общество, попыток,
которые были явно
жизнеспособными, но
привилегированные и жадные до
власти люди их сокрушили.
Экология в моей книге отчасти
есть средство выражения
фундаментальных проблем
социальных изменений. Разрушение
природного мира на Западе и
Востоке, Севере и Юге помимо
всего прочего естьсоциальная
проблема. Исторически идеология
доминирования человека над миром
природы происходит из подавления
человека человеком, и
иерархического превосходства
старших над младшими (геронтократии),
мужчины над женщиной (патриархата),
и в конечном счете,
привилегированных статусных
групп и экономических классов
над менее привилегированными.
Надеждам на то, что
человечествосможет жить в
рациональном равновесии с
природным миром не суждено
исполниться, пока мы не прекратим
доминирование и иерархию
всоциальном мире. Такой смысл я
вкладываю в слова "социальная
экология".
Нам также необходимо новое
восприятие отличных от нас
жизненных форм, сегодня Запад
охватила волна спиритуализма,
включающая и абсолютно
смехотворную экотеологию и
спиритуализм Новой Эры, и
абсурдную мистификацию
примитивного мира. Экология
помимо всего прочего есть
отрасль биологии. Заменить ее
натурализм супернатурализмом и
мистицизмом - означает лишить ее
принципы смысла и даже сделать их
внутренне противоречивыми. Нас
многое может вдохновить, когда мы
смотрим на панораму жизни и
биологической эволюции. Нам не
нужно природных богов или духов,
чтобы почувствовать страсть к
миру природы.
Экологическому и
инвайронментальному движениями
сегодня необходим широкий взгляд
на социальный мир и социальные
проблемы, которые лишают себя и
будущие поколения природного
мира. Если мы не создадим
рациональное, экологически
ориентированное общество,
существующий мир привилегий,
грабежа, эгоизма и конкуренции
полностью разрушит экосистемы,
которые общество,
ориентированное на прибыль уже и
так сильно перегрузило.
В то время, когда западное
инвайронментальное движение
пропитано мизантропией,
мальтузианством и
антигуманизмом - как если бы
экологические и социальные
проблемы не были связаны друг с
другом - эта книга открыто
связана с просвещенным
гуманизмом. Я глубоко озабочен
разрушением других видов и
экосистем, и в то же время
озабочен загрязнением атмосферы,
воды и пищи, которое угрожает
здоровью человека. Как
социальный экологист, я озабочен
плохим питанием, которое есть
следствие бедности, врожденными
дефектами и раком, появляющимся в
результате "инцидентов" (используя
бюрократический жаргон) подобных
Чернобылю, меня беспокоит вред,
причиненный людям и среде
загрязнением озера Байкал и
фактическим исчезновением
Аральского моря. Поэтому я
обращаюсь не только к социальной
экологии, но и к переделке
общества.
Хотя коллапс советского режима
породил страшные проблемы,
включая экономический кризис, он
породил также период перемен,
открывающий возможность
эксперимента с новыми формами
социальной и политической жизни,
которые не должны быть ни
капиталистическими ни
государственно-социалистическими.
Другой такой возможности
реальной перестройки, которая
позволила бы создать
рациональное общество сейчас и
дать пример Западу еще долго не
представится. Я рекомендую
сделать это людям, говорящим на
русском языке, с которыми я
чувствую такую солидарность, в
истинной надежде, что кризис,
существующий сейчас в этой
стране, станет средством
социального обновления.
Почетный директор Института
Социальной Экологии (Плайнфилд,
Вермонт) Мюррей Букчин
Барлинггон, Вермонт, 12 июня, 1994
года