Сайт Ярославской Группы Ассоциации Движений Анархистов
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]
 
 Теория

Андрэ Горц

Экология и свобода

Бедность богатства

Богатая жизнь не только вполне совместима с производством меньшего числа потребительских товаров, а напротив, требует этого. Не существует никаких аргументов, кроме, разумеется, логики капитализма, не позволяющих нам производить и делать доступными для всех одинаковое адекватное жилье, одежду, домашнюю об­становку и транспортные средства, которые являются энергосбе­регающими, долговечными и простыми в эксплуатации и ремонте, при одновременном увеличении количества свободного времени и расширении выпуска по-настоящему полезных товаров, доступных для населения.

Прямая связь между формулами «жить лучше» и «производить меньше», по всей видимости, стала понятной для огромной части на­селения. Так, во Франции, согласно данным одного из последних оп­росов, 53% населения готовы смириться со снижением роста производства и материального потребления при условии, что это будет сопровождаться адекватными изменения образа жизни; 68% согласны отдать предпочтение более классической долговечной одежде, чем модному тряпью, рассчитанному на один сезон; 75% опрошенных считают выбрасывание оберток и упаковочных контейнеров непоз­волительной роскошью и тратой полезных ресурсов; 78% респондентов готовы один вечер в неделю вообще не включать телевизор, если им будет предоставлена возможность полноценного общения с друзьями и близкими.

В промышленно развитых обществах люди ничуть не обеднеют от прекращения выпуска огромного количества ненужных потребительских товаров, что объясняется самой природой таких товаров и способами их производства. Чтобы бороться с бедностью, нам совершен­но незачем продолжать выпуск массы совершенно одинаковых товаров, отличающихся только упаковкой или формой выпуска.

Упорное сохранение бедности в развитых промышленных стра­нах нельзя объяснить теми же факторами, которыми принято объяснять существование бедности в так называемых слаборазвитых стра­нах. В то время как последняя, согласно данным недавних анализов, может быть отнесена на счет материальных факторов, которые дей­ствительно можно преодолеть благодаря развитию (при наличии спе­цифических условий) производственных сил, упорное сохранение бедности в богатых странах следует считать результатом самой со­циальной системы, порождающей бедность, точно так же, как она по­рождает безудержное обогащение богатых. Бедность создается и поддерживается, то есть, другими словами, производится и воспро­изводится теми же темпами, которыми растет уровень совокупного потребления.

Прежде чем объяснить механизмы, лежащие в основе такого вос­производства, важно помнить о том, что скудность природных ресурсов выражена не столь явно, как неравномерность и непропор­циональность их распределения. Маршал Салинз убедительно продемонстрировал, что бедность и неравенство являются взаимо­исключающими факторами: физическая бедность, имеющая место, например, в так называемых примитивных обществах, способна по­влечь за собой особую бережливость или крайнюю нищету, однако она не может явиться причиной «бедности», как только ресурсы, ле­жащие в ее основе, появятся в достаточном количестве и будут дос­тупны каждому. Бедность по определению обозначает нечто иное: ли­шение человека неких товаров или ценностей, доступных для других, а именно — ддя богатых. Подобно тому, как если в мире не будет бо­гатых, то не будет и бедных, так и если в нем не будет бедных, то не будет и богатых, Если же «богатыми» станут все, то это будет озна­чать, что все станут и бедными, В отличие от нищеты, которая может рассматриваться как отсутствие самого необходимого для жизни, бедность по природе своей — явление относительное.

Исходя из этих определений, мы можем выделить три основные причины бедности в промышленно развитых странах.

1. Насильственно лишение (отчуждение).

Это наиболее очевидная причина бедности: богатые мо­нополизируют ресурсы, которыми в противном случае могли бы пользоваться все и совершенно свободно. Типичный пример этого - отчуждение прав на землю и вод­ные ресурсы там, где их хватило бы на всех. При этом рас­пределение таких ресурсов на основе равенства открыто игнорируется. Монополизация этих ресурсов нескольки­ми богачами не может восприниматься как результат мни­мой скудости таких ресурсов, их дефицита. Все обстоит как раз наоборот: дефицит является или следствием та­кой монополизации, или доминированием одного класса или касты над другими.

2. Право исключительного пользования.

Мы говорим о праве исключительного пользования, ког­да господствующее меньшинство лишает все остальное население права пользоваться их же природными ресур­сами, которые вследствие либо их скудости, либо неких иных причин не могут быть равномерно распределены между всеми и не могут служить объектом пользования каждого. Типичный пример этого - установление прав ис­ключительного пользования некими природными зонами, привлекательность которых была бы мгновенно уничто­жена, если бы в них был разрешен доступ всем желаю­щим; или установление платы за пользование такими об­щечеловеческими природными дарами, как чистый воздух, солнечный свет или тишина, то есть факторами, которые невозможно сохранить в данном конкретном месте без ограничения доступа к нему.

Установление исключительных прав чаще всего достигается посред­ством коммерциализации права доступа; чтобы получить доступ на пляж, вам необходимо снять номер в гостинице, заказать ужин в ресторане пря­мо на пляже или приобрести виллу; для того чтобы наслаждаться солнеч­ным светом или тишиной, вам может потребоваться купить уединенный домик в каком-нибудь тихом местечке, что обойдется вам достаточно до­рого, хотя сами по себе и свет, и тишина являются бесплатными.

В такой ситуации исключительный доступ сам по себе не создает дефицита: дефицит вполне реален, и средств для преодоления его не существует. Таким образом, исключительный доступ не может рассматриваться как непреодолимое препятствие на пути равного рас­пределения; на самом деле он служит охранительной мерой, спасая нечто, что в случае свободного и равного распределения было бы полностью уничтожено и что в силу этого просто не подлежит равномер­ному распределению. Однако такое сохранение природных ресур­сов в большинстве стран осуществляется исключительно в интересах ничтожного меньшинства, для которого такое право исключительного доступа составляет особый символ богатства и могущества.

Этот пример свободной доступности света и тишины демонстри­рует возможность создания новых факторов неравенства и, таким образом, нового разделения на богатых и бедных посредством фор­мирования искусственного дефицита ресурсов, имеющихся в изоби­лии. Такое создание искусственного дефицита — один из основных механизмов, посредством которого постоянно репродуцируется бед­ность. Путем уничтожения — без всякой видимой необходимости и экономической целесообразности — многообразных ресурсов, имев­шихся прежде в изобилии, и установления особых прав доступа к еще оставшимся на коммерческой основе, капитализм создает новую форму привилегий и бедности и тем самым препятствует устране­нию условий, рождающих бедность.

3. Выборочное потребление.

Мы используем этот термин применительно к потребле­нию товаров или услуг сомнительной практической цен­ности, которые тем не менее вследствие своей ограничен­ности или дорогой цены являются некоторым фактором престижа для тех, кто имеет к ним доступ. Выборочное потребление может иметь негативные последствия, од­нако это не является обязательным. Так, например, по­лет на сверхзвуковом самолете приводит к целому ряду негативных последствий и расходу ценных ресурсов. Так, «Конкорд» служит примером негативного использования огромного объема трудовых ресурсов, что, в принципе, само по себе является позитивным фактором для общества в целом; кроме того, каждый его полет связан с рас­ходом громадного количества топлива, что влечет за со­бой дальнейшее оскудение мировых запасов нефти.

Кроме того, «Конкорд» является в то же время одним из источни­ков поддержания бедности, независимо от использования социальных ресурсов, лежащих в основе его создания: он служит вызывающим примером подчеркнутого неравенства желаний и возможностей. Желание летать со скоростью, вдвое превышающей скорость звука, чтобы сэ­кономить четыре часа на перелет из Парижа в Нью-Йорк, это, поми­мо всего прочего, желание чего-то особенного, исключительного, представляющегося необычайно важным и значительным для тех, кто имеет возможность и средства реализовать его.Люди, которые ис­пользуют это транспортное средство, поступают так не ради удоволь­ствия или тех преимуществ, которыми оно якобы обладает (на самом деле полет с дозвуковой скоростью куда более комфортабелен), но ради того, чтобы продемонстрировать свое исключительное право пользоваться чем-то таким, что по определению является исключи­тельной привилегией богатых и сильных.

Выборочное потребление — это второй важнейший механизм реп­родуцирования бедности: как только некий товар становится обще­доступным, настает время продвигать на рынок новый продукт. Этот продукт, являющийся поначалу дефицитным и дорогим в силу самой своей новизны, позволяет богатым, независимо от того, превосходит новый товар старый или нет, проявить себя именно в качестве богатых и еще раз подчеркнуть бедность бедных. Это — то самое явле­ние, которое Иван Иллич называет «модернизацией бедности».

При постоянном наращивании производства бедность никогда не будет преодолена. Для решения этой проблемы требуется переори­ентация производства с учетом следующих критериев:

- социально значимые товары должны быть доступными для всех;

- их производство не должно сопровождаться уничтожением природных ресурсов;

- эти товары должны быть такими, что, став доступными для всех, они не повлекут за собой массового загрязнения или каких-либо эколо­гических проблем, способных свести на нет пользу от их применения,

Но это еще не все. Переориентация производства в соответствии с этими критериями предполагает проведение «культурной рево­люции»: бедность исчезнет лишь в том случае, если будет устране­но неравенство прав и возможностей, лежащее в ее основе. В са­мом деле, различия в уровне потребления — это часто не более чем средства, в которых находит свое отражение иерархическая струк­тура общества, Б экстремальных случаях единственной целью вы­борочного потребления является возможность продемонстриро­вать другим, что они бедны и не могут приобрести нечто такое, что является априорно желанным для всех. Именно в этом, например, заключается основной смысл приобретения изделий из драгоцен­ных камней или произведений высокой моды.

Такие товары не только служат выражением достатка, влияния и комфорта, они про­сто-напросто демонстрируют способность меньшинства приобре­тать товары, недоступные для других. И единственная функция таких товаров заключается в том, чтобы подчеркнуть такое нера­венство.

Следовательно, равенство в потреблении может явиться лишь ре­зультатом, а не средством достижения социального равенства. Последнее зависит от устранения иерархической структуры. Если иерархия влияний и функций сохраняется, это очень скоро приведет к восстановлению неравенства материального и символического (чт:о имеет место в авторитарных социалистических обществах). Если же последнее будет устранено, материальное неравенство вскоре поте­ряет всякую социальную значимость.

 
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]