Андрэ Горц
Экология и свобода
Равенство и различие
Материальное
неравенство перестает быть
главной заботой, как только оно
перестает быть символом
иерархического статуса:
материальное благополучие не
унижает и не ставит других на
грань нищеты, если оно не
сопровождается иерархией
возможностей или правом
распоряжаться жизнью других
людей. Материальная бедность не
является унизительной до тех пор,
пока право довольствоваться
меньшим числом товаров исходит
от самих низов общества, а не
навязывается им силой.
Нежелание многих современных
марксистов признать эти факты
демонстрирует, в какой мере их
собственные культурные установки
и системы ценностей искажаются
под влиянием имущественных
отношений; неравенство для них
означает не только то, что люди
являются «различными», но и что
они могут занимать более «высокое»
или «низкое» положение в
зависимости от того,
зарабатывают они «больше» или «меньше».
Однако именно одномерный
характер ценностей, жизненных
укладов и индивидуальных целей
и явился тем фактором, который
способствовал распространению
отношений собственности и
наемного труда во всех сферах
человеческой деятельности.
Конкуренция, предприимчивость и
страсть к стяжательству во имя
равенства или «социальной
справедливости» возможны лишь в
социально однородном универсуме,
все различия в котором носят
чисто количественный и,
следовательно, поддающийся
измерению характер. Между тем
категории «больше» и «меньше»
предполагают наличие социокультурного
континуума, неравенство в
котором возникает лишь вследствие
экономических различий между
априорно равными индивидуумами.
Фальшивое утверждение об
априорном равенстве служит
своего рода культурообразующим
фундаментом капитализма: это
именно то, что вызвало — или по
крайней мере сделало возможной —
чисто монетаристскую оценку
любых различий между людьми и их
выражения в неравенстве доходов.
Отсюда все те свирепые репрессии,
порожденные ростом и развитием
буржуазии, которые были
направлены против различных
меньшинств и культурных девиаций,
которые именно вследствие своей
привязанности к собственной
инакости и ориентации на другие
ценности представляли угрозу
одномерному характеру
социокультурной системы,
характеризующейся преобладанием
товарно-денежных отношений.
Именно поэтому идея о всеобщем
обязательном образовании, с
которой сегодня большинство,
ведет к большему единообразию,
естественно в пользу наиболее
привилегированного большинства.
Отсюда — нарастающее неприятие
администрацией аргументов
профессиональной этики, традиций
профессиональной автономии,
когда членов различных профессиональных
группировок принуждают
отказываться от унаследованных
профессиональных навыков или
скрывать их.
Таким образом, смысл и реальное
содержание каждого вида деятельности
выхолащивается и заменяется
монетаристской «компенсацией»,
то есть определенной суммой,
служащей эквивалентом труду.
Повышение такой компенсации, или
прибыли, становится главной
целью всей производственной
деятельности общества. В
результате этого труд утрачивает
реальное содержание, сводится к
определенной принудительной
повинности, оцениваемой по его
продолжительности, и
приобретается работодателями у
рабочих подобно любым другим
товарам. В результате этого наш
доход является критерием,
определяющим нашу ценность, а не
реальную деятельность, в отрыве
от всяких высших целей.
Отчуждение труда превращает
деньги (символизирующие
могущество) в конечную цель всех
усилий индивидуума.
Итак, за демагогическим
декларативным стремлением к
всеобщему равенству кроется
следующее: те, кто имеет
определенный уровень доходов,
стремятся сравняться с теми, кто
стоит на шкале доходов на
ступеньку выше их, а те в свою
очередь — со стоящими на
ступеньку выше их, и т.д. Но за
определенной чертой повышение
доходов представляет интерес уже
не само по себе или благодаря
возможности расширения
потребления, которое оно
обеспечивает. Теперь доходы эти
выражают в первую очередв наши
претензии на то, что общество
обязано признать за нами те же
права и тот же статус и право на
социальную значимость, которыми
пользуются другие. В обществе,
основанном на неравенстве оплаты
труда, равенство теряет реальный
смысл, и поэтому требование
равенства представляет собой
скрытый источник постоянного
наращивания потребительского
спроса, неудовлетворенности и
социального соперничества.
Таким образом, стабилизация
уровня потребления останется невозможной
до тех пор, пока:
- все социально значимые виды
труда не будут получать равное
социальное признание (и
вознаграждаться достойной
оплатой);
- каждому не будет предоставлена
возможность в полной мере
реализовать все многообразие
своих способностей, желаний и
индивидуальных вкусов через
посредство неограниченного
спектра форм индивидуальной и
коллективной деятельности.
Снижение продолжительности
социально необходимого труда и
расширение возможности
использования свободного
времени более продуктивно и
творчески — естественное и
необходимое условие устранения
товарно-денежных отношений и
конкуренции. Различные
стандарты уклада и образа жизни
перестанут восприниматься как
проявления неравенства, когда
они будут являться результатом
не неравенства уровней доходов, а
различий в целях и устремлениях
индивидуумов и общин, по-разному
тратящих свое свободное время.