Уильям Годвин
О Собственности
7. Об управлении
Мы можем с достаточным
основанием заключить, что
национальные собрания, или, иными
словами, собрания, имеющие двоякую
задачу — улаживать споры между двумя
округами и совещаться относительно
наилучшего способа отражения
нападений извне — как бы необходимо
ни было в некоторых случаях
обращение к ним, все же должны
созываться настолько редко,
насколько то допускает сущность
дела. Они либо должны избираться лишь
в чрезвычайных случаях, как
диктаторы в древнем Риме, либо же
заседать периодически, например,
один день в году, с правом, однако,
продолжать до известных пределов
свои сессии для выслушивания жалоб и
представлений от избирателей, их
созвавших. Первый из указанных
способов много предпочтительнее.
Некоторые из приведенных уже
соображений рассчитаны на то, чтобы
показать, что и выборы, в силу
природы их, не следует применять,
кроме случаев необходимых.
Предложить способы для законного
созыва национальных собраний не
представляет затруднений. Всего
более подходящим было бы в согласии с
опытом и навыками прошлого, чтобы
всеобщие выборы происходили всякий
раз, когда того потребует
определенное число округов. Строгой
справедливости и простоте всего
более соответствовало бы, чтобы
собрание происходило для двух
округов или для двухсот, в точном
соотношении к числу округов,
выразивших пожелание о принятии этой
меры.
Нет никаких разумных оснований отрицать,
что возражения против демократии,
раздававшиеся громче всего,
совершенно рассеиваются в
приложении к только что очерченной
форме управления. Тут не кроется
никаких возможностей для шумихи, для
тирании-массы, упоенной
неограниченной властью, для
политического честолюбия немногих
или для беспокойной зависти и
подозрительности остальных. Здесь ни
один демагог не смог бы найти
подходящего случая превратить толпу
в слепое орудие для своих целей. Люди
при такого рода общественном строе
сознавали бы свое благоденствие и
дорожили бы им. Истинная причина,
почему масса человечества столь
часто становилась жертвой обмана со
стороны мошенников, заключается в
сложной и таинственной природе
социальной системы. Если только
уничтожить фокуснические приемы
управления, самое доморощенное разумение
окажется вполне подготовленным к тому,
чтобы разглядеть хитрости правящих
государством шулеров, желающих
вовлечь его в обман.
Книга V, глава XXIII. Отрывок.