Сайт Ярославской Группы Ассоциации Движений Анархистов
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]
 
 Теория

Пётр Кропоткин

Современная наука и анархия

I. Объяснительные заметки

НЕСКОЛЬКО БИОГРАФИЙ АВТОРОВ И НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ, УПОТРЕБЛЕННЫЕ В НАСТОЯЩЕЙ КНИГЕ

АНАБАПТИЗМ — религиозное движение времен Реформации. Оно было направлено против власти католической церкви, но шло также гораздо дальше. Анабаптисты требовали полной свободы лич­ности в религиозном и нравственном отношениях, а в области об­щественной они проповедовали равенство и отсутствие частной собственности. Они отвергали всякую форму принуждения, то есть присягу, суд господина, военную службу и повиновение правитель­ству, что они считали противным принципам христианства. Исто­рики вообще обращают внимание на это движение только с того момента, когда оно становится предметом преследований в Цвиккау, в 1520 году. Однако оно берет свое начало уже от движения Виклифа и лоллардов в Англии (в 14-м веке) и от движения гуситов в Богемии (в конце 14-го века). Задолго до того, как Лютер прибил свои «Тезисы» реформы на дверь церкви в Виттенберге, возмущение накоплялось в умах городских ремесленни­ков и крестьян, которые уже сжигали комментарии к Библии; и это возмущение направлялось против церкви, государства и закона, которые были всегда милостивы к господину. Анабаптисты были левым крылом движения, между тем как лютеране представляли умеренную фракцию, покровительствуемую принцами, князьями и господами. Во время Великой Крестьянской войны (в 1525 году) и в городе Мюнстере анабаптисты подняли открытое восстание с Ио­анном Лейденским и Томасом Мюнцером. Эти два движения были задавлены массовыми избиениями, и считают, что десятки тысяч анабаптистов (до 100000, по мнению некоторых историков) были перебиты или сожжены. Позднее движение перекинулось в Англию, где приняло более мирные формы. Оно продолжалось также в Австрии (моравские братья), в России — меннонитами и даже в Гренландии, принимая всегда более или менее коммунистические формы (см. германские работы Келлера, Газе и Корнелиуса и великолеп­ную сводку, по-английски, Ричарда Heat'h-a «Анабаптизм»; 1895).

АНТРОПОЛОГИЯ — наука, изучающая человека, физическое строение его тела в различных климатах, его расы, его физическое развитие и развитие его учреждений и его воззрений социальных, нравственных и религиозных. Учреждения и общественные, нрав­ственные и религиозные понятия часто рассматриваются как часть этнологии. Под антропологической школой подразумевают совокуп­ность работ, произведенных во второй половине девятнадцатого века для изучения происхождения и развития понятий и обществен­ных учреждений с точки зрения естественных наук.

БАБЕФ Франсуа Ноэль (1764-1797) — французский комму­нист; принимал участие в Великой Революции; издавал газету «На­родный трибун», в которой проповедовал социальную революцию. Основал вместе с Буонарроти, Сильвеном Марешалем, Дарте и другими тайное общество, имевшее целью завладеть властью и об­разовать Директорию, которая ввела бы коммунизм в националь­ном масштабе. Заговор был раскрыт, и Бабеф, так же как Дарте, был расстрелян (см. «Заговор Равенства, называемый заговором Бабефа», соч. Буонарроти. 2 тома. Брюссель, 1828 г.).

БАКУНИН Михаил (1814-1876) — политический русский писатель, революционер и неутомимый агитатор. Принимал участие в революционных движениях своего времени в Германии, в Швей­царии, Франции, Италии, Австрии и в Польше, также в революции в Дрездене в 1849 году. Присужденный за это к смертной казни, он был выдан Саксонией Австрии, а этой последней — Николаю I в 1852 году. После двух лет заключения в австрийской крепости, где он был закован в цепи и прикован к стене, и шести лет в крепости в Петербурге он был выпущен лишь в 1860 году после смерти Николая. Сосланный после того в Сибирь, он бежал в 1861 году и добрался до Лондона, где присоединился к своему близкому другу Александру Герцену. Сделался членом Интернационала, где был в течение известного времени душою Юрской федерации, кото­рая состояла главным образом из социалистов романской Швейцарии и которая в согласии с федерациями Испанской, Итальянской, Восточной Бельгии и Центра представляла в противоположность Генеральному совету Интернационала (руководимому Марксом) идеи федерализма, отрицательного отношения к государству и прямого действия в борьбе против капитала, что привело затем к разрыву этих федераций с Генеральным советом, перенесенным марксистами в 1872 году в Нью-Йорк и там кончившим свое сущест­вование.

Латинские федерации, заключившие между собой федеральный договор, продолжали поддерживать жизнь Интернационала до 1878 года, после чего Интернационал, преследуемый с ожесточе­нием правительствами, должен был исчезнуть, но латинские феде­рации дали начало, с одной стороны, современному анархическому движению, а с другой стороны, синдикалистскому движению. Глав­ные работы Бакунина: «Бог и государство», «Государственность и анархия» и многочисленные памфлеты. Шесть томов его сочинений были изданы в Париже его другом Джемсом Гильомом*. Его подробная биография была написана Максом Неттлау в трех боль­ших рукописных томах, разосланных по главнейшим библиотекам; автор составил короткое изложение**.

* Книгоиздательством анархо-синдикалистов «Голос труда» из­даны в России избранные сочинения Бакунина в пяти томах.

** М. Неттлау. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина. Москва, 1920. Книгоиздательство «Голос труда».

БЕЛЯЕВ <Иван> (1810-1873) — русский историк; описал лучше всех других историков, в четырех томах, под заглавием «Очерки русской истории», внутреннюю жизнь городов — Новгорода и Пскова — русских средневековых республик. Написал незадолго до осво­бождения крепостных прекрасную «Историю крестьян в России" и напечатал также большую работу о русских летописях.

БЕНТАМ Иеремия (1748-1832) — английский публицист, при­знанный Конвентом французским гражданином за свои труды по реформе законодательства. Основатель философской английской школы утилитаризма, признававшей, что благосостояние большин­ства должно быть целью общества и что нравственность должна иметь целью доказать индивидууму, что общественный интерес совпадает с личным интересом.

БЕРНАР Клод — французский физиолог (1813-1878), замеча­телен не только своими открытиями в физиологии, но главным об­разом материалистическим духом, в котором написаны его труды, в которых он старается истолковать весь процесс жизни, физиологической и психической, процессами физическими и химическими. Его «Уроки экспериментальной физиологии» (1855 г.) и его работы о действиях ядовитых веществ (1857 г.), и в особенности о физио­логии нервной системы (1858 г.), составили эпоху в науке.

БЕРТЕЛО Марселен (1827-1907) — французский химик, от­крыл новые пути в химии своими замечательными синтезами органических тел, получив в лаборатории, комбинируя в различных про­порциях водород, кислород, азот, углерод и т. д., различные вещест­ва, входящие в состав живых существ или производимые их орга­нами (углеродистые соединения водорода, сахар, алкоголь, масла, эфиры, жиры и т. д.). Весь его труд был прекрасной иллюстра­цией единства физических сил, которое представляет собой самое великое завоевание науки 19-го века и также другого замечатель­ного завоевания той же эпохи — трансформации теплоты в движе­ние. Таким образом Бертело мог питать безграничные надежды от­носительно силы науки и возможности обеспечить счастье челове­чества и мог оставаться в своей философии и применении ее к жиз­ни верным самым лучшим традициям энциклопедистов. Он опубли­ковал около 1 200 работ. Его главные труды: «Органическая химия, основанная на синтезе» (1860 г.), «Лекции об общих методах син­теза» (1864 г.), «Лекции по изомерии» (!865 г.), «Химический син­тез» (1875 г.).

БЛАН Луи (1811-1882) — французский социалист, публицист и историк. В 1870 году напечатал свою работу «Организация тру­да», которая сделала его главой социалистической школы. Так как нищета народных масс имела своей причиной индивидуализм совре­менного общества и буржуазную конкуренцию, то он требовал ор­ганизацию труда на основе солидарности и равных заработков, что дало бы каждому удовлетворение всех его потребностей и работу сообразно способностям. Назначенный членом временного прави­тельства революцией 24 февраля 1848 года, он основал «Комиссию для работников», которая заседала в Люксембургском дворце. Пре­следуемый за попытку восстания 16-го мая, он должен был поки­нуть Францию и остался с тех пор, вплоть до 1870-го года, в из­гнании. Главные труды: «Организация труда» (1870 г.), «История Французской революции» в 12 томах (1847-1862 гг.), «История десяти лет. 1830—1840».

БРЕГОНЫ. У всех свободных племен, которые не были завое­ваны Римской империей и не имели никакого писаного закона в те­чение первых веков христианской эры — у галлов, кельтов, саксов, скандинавских народов, славян, финнов и т. д., — традиционные законы, то есть решения, принятые раньше народными собраниями, сохранялись в памяти преимущественно некоторыми семьями или некоторыми братствами и специальными гильдиями. Их обязанно­стью было рассказать, объяснить традиционный закон перед наро­дом во время празднеств, сопровождавших большие союзные собра­ния большинства этих племен. Чтобы лучше сохраняться в памяти, закон часто перелагался в ритмованные фразы или в триады. Этот обычай еще продолжает существовать у кочующих племен Азии. В Ирландии те, на коих лежала обязанность хранить таким обра­зом закон, назывались брегоны, и они соединяли эту функцию с обязанностью жрецов. Собрание ирландских законов, компилиро­ванное в пятом веке и известное под именем «Senchus Mor» (Вели­кая Древность), является одним из самых замечательных докумен­тов среди подобных собраний. Некоторые современные историки представляют брегонов и других сказителей таких законов как за­конодателей, но это неверно. Законодателями были народные собра­ния, которые создавали прецеденты законов своими решениями, то­гда как ирландские брегоны, скандинавские кнунги, русские князья были только те, кому было доверено блюсти текст закона в его старинных формах.

БУОНАРРОТИ Филиппе (1761-1837) — итальянский юрист. Под влиянием Руссо вел революционную пропаганду и был изгнан из Тосканы, Корсики и Сардинии. Присоединился в 1796 году в Па­риже к государственнической коммунистической конспирации Бабефа, которую он после описал в работе «Заговор Бабефа» (1828 г.); в тридцатых и сороковых годах был один из главных организаторов тайных политических обществ коммунистов.

БЮРНУФ Эмиль (1821-1907) — французский эллинист. Напи­сал в 1872 году важную работу о науке религий, основанную на рационалистической базе.

БЮФФОН Жорж-Луи (1707-1788) — французский натуралист, основатель сравнительной анатомии, сделал первую попытку по­строить систему всей природы, в которой теологии не было места, и написал полный курс зоологии. Главная работа: «Естественная история» (1749-1788 гг.), первые тома которой содержат общий обзор природы (была преследуема церковью).

БЮХНЕР Людвиг (1824-1901) — немецкий натуралист и фило­соф-материалист; был главным образом известен своей популярной работой «Сила и материя» (1855 г.), которая представляет этюд атомистическо-материалистической философии, основанной на завое­ваниях современной науки. Он сделался страстным защитником дар­винизма, который он популяризовал в своих работах, и напечатал, кроме того, следующие труды: «Человек согласно науке», «Любовь и любовные отношения животного мира» (1881 г.) — опыт об об­щественной жизни и социальных инстинктах среди животных; им было написано еще множество этюдов, популяризующих науку. Всеми своими трудами в сильнейшей степени содействовал пропа­ганде динамического представления о природе.

БЭКОН Френсис (1561-1626) — великий английский философ; считается отцом индуктивного метода, потому что перед лицом схо­ластики и метафизики, господствовавших до сих пор, он показал, что открытия и изобретения будут прогрессировать только тогда, когда человеческий ум приучится понимать, что наблюдение и сво­бодное методическое опытное исследование представляют единствен­ное средство к открытию естественных законов, пониманию истин­ных причин явлений и умению предсказывать их. Схоластическая эрудиция, жонглирующая словами, должна быть оставлена, и ис­тинное знание могло быть получено только путем индукции, то есть путем усердного изучения отдельных фактов, на которых можно было строить обобщения, основываясь на большом числе сравнений и исключений и находя таким образом то, что есть общего у этих наблюдаемых фактов; с другой стороны, эти индукции можно по­том проверить всей массой новых фактов, полученных из наблюде­ния и опыта. Такова была основная мысль всех произведений Бэко­на, давшая возможность считать его отцом естественных наук в том виде, как они развились в течение девятнадцатого века. Этому ме­тоду современная наука обязана всеми своими великими открытиями.

БЭН Александр (1818-1903) — один из главных английских представителей системы философии, ищущей свои основы не в от­влеченных метафизических рассуждениях, но в явлениях естествен­ных наук, и изучающей силу человеческого ума и степень точности наших суждений, основываясь главным образом на физиологии и физической психологии. Главные работы: «Душа и тело», «Чувство и ум», «Логика дедуктивная и индуктивная».

ГЕГЕЛЬ Георг-Вильгельм (1770-1831) — немецкий философ, метафизик, пользовавшийся громадным влиянием в Германии в пер­вой трети девятнадцатого века. Для него идея есть всеобщий прин­цип, проявляющийся в различных формах бытия. Его система состояла из трех больших главных частей; первая содержала логику — науку «чистой идеи»; вторая — философия природы — говорила об идее, выявившейся в явлениях природы; и в третьей части — философии духа — Гегель показал, как чистая идея, выявившись во вне в природе, возвращалась к самой себе как дух и достигала таким образом совершенной реализации (тезис, антитезис и синтезис). Главные работы: «Феноменология духа» (1807 г.), «Логика» (1812 г.), «Философия права, истории, природы» (1821 г.).

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг (1821-1894) — немецкий физиолог. Опубликовал в 1847 году свою замечательную работу «О сохранении силы», которая была одним из оснований материалистической научной философии девятнадцатого века, а в 1856-1866 годах — «Оптическую физиологию».

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) — немецкий зоолог и философ. Стал преданным сторонником Дарвина и напечатал три замеча­тельных работы: «Общая морфология» (1868г.), «История естественного творения» (1868 г.), «Происхождение и генеалогия человека». Позднее стал защитником «монизма» как связую­щего начала между религией и наукой и опубликовал на эту тему две работы, которые произвели много шуму, но не соответствовали тем заключениям, которые можно было ожидать от него.

ГЕРЦЕН Александр (1812-1870) — русский политический писатель. После преследований в России за свои мнения отправил­ся в Париж, где помог Прудону основать журнал «Le Peuple» («Народ»). Был изгнан из Франции после 13 июля 1849 года. После поражения европейской революции 1848 года написал произ­ведение, полное высокой красоты — «С того берега», — содержавшее критику революции с точки зрения социализма. Поселившись затем в Лондоне, основал там первую свободную русскую типографию и журнал «Колокол», в котором участвовал его близкий друг Огарев, а также Тургенев, и который оказал громадное влияние в России в деле освобождения крестьян. Нападал с яростью на кре­постное право и самодержавие. Его главные сочинения, переведенные на французский и немецкий языки. «С того берега», «Письма из Франции и Италии» и его автобиография «Былое и думы», которая, кроме своего политического значения, отличается необыкновенной красотой языка.

ГОББС Томас (1588-1679) — английский философ и политический писатель. Явный роялист, он при приближении революции 1648 года был принужден бежать во Францию. Его главные труды: «De Cive» («О гражданине»; 1642 г.), «Левиафан, или О власти ду­ховной и гражданской» (1651 г.), «О политическом теле» (1658-1659 г.). Право, говорил он, есть сила: ничто само по себе ни справедливо, ни несправедливо. Он представлял первобытных лю­дей как существа, находящиеся в постоянной войне друг против друга, а главную причину происхождения государства он видел в страхе, который люди испытывали друг от друга, и в их общей жал­кой участи. Необходима сильная власть для обеспечения мира и улучшения условий существования людей. Поэтому он был реши­тельным сторонником абсолютных неограниченных прав короля и в то же время врагом церкви как политической силы. Он был пер­вым среди крупных философов, который проповедовал материали­стические понятия без всякой примеси религии.

ГОДВИН Вильям (1756-1836) — английский политический писатель и историк. Его главное сочинение «Исследование политической справедливости и ее влияния на общую добродетель и счастье», 2 тома (1793 г.). Под «политической» справедливостью Годвин подразумевал состояние, в котором жизнь общества нахо­дится под влиянием принципов нравственности и истины. Он пока­зывает в своем произведении, что всякое правительство самым фак­том своего существования, самой своей природой мешает развитию общественной нравственности, и он предвидит наступление дня, когда каждый человек, свободный от всякого принуждения и дей­ствуя в силу своего собственного желания, будет работать для бла­га общества, потому что будет руководиться разумными принципа­ми. Едва избежав ссылки на каторгу со своими друзьями по обвине­нию в якобинском республиканстве, Годвин выпустил во втором из­дании своего сочинения в 1798 году страницы, содержавшие ком­мунистические идеи, которые были в первом издании.

ГОЛЬБАХ Поль-Анри (1723-1789) — французский философ, работал вместе с энциклопедистами над выработкой изложения нау­ки на определенно материалистической основе. Он сделал это в своем фундаментальном труде «Система природы» (1770 г.). В сво­их последующих работах он доказывал, что религия не только бес­полезна, но и вредна для нравственности и счастья народа. См. так­же его «Разоблаченное христианство» (1756 г.), «Всеобщая мораль» (1776 г.), «Естественная политика».

ГРОВЕ — английский физик (1811-1896), напечатал в 1842 го­ду замечательный этюд о «Соотношении физических сил» и в 1856 году книгу на эту тему, чтобы доказать, что звук, теплота, свет, электричество и магнетизм не суть «субстанции» или отдельные сущности, как говорили до тех пор, а лишь различные формы вибри­рующего движения молекул, которые могут переходить одна в дру­гую. Движение механическое может быть преобразовано в звук, свет, теплоту, электричество и магнетизм; и наоборот — свет, элек­тричество могут быть преобразованы в теплоту, магнетизм, звук и механическое движение. Он осмелился также поставить научный вопрос, не есть ли тяготение результат этих различных видов вибри­рования? Весь прогресс механики, совершенный в течение второй половины девятнадцатого века, был рядом приложений этого основ­ного принципа физики, именно трансформации различных физиче­ских сил.

ГЭКСЛИ Томас Генри (1825-1895) — английский биолог, ав­тор прекрасного сочинения по сравнительной анатомии животных. Сделался другом и страстным сторонником Дарвина и выдвинулся особенно своими смелыми теориями об эволюции и животном про­исхождении человека («О месте человека в природе», 1863 г.).

ГЭТЧЕСОН Френсис (1694-1747) — один из самых видных представителей философской школы, известной под именем «Шот­ландская философия». Он доказывал, что если мы можем разде­лить мотивы наших действий на мотивы эгоистические и альтруи­стические, то именно последние встречают наше одобрение, так же как и вытекающие из них действия. Это потому, что мы имеем «нравственное чувство», вытекающее из самой нашей природы. Глав­ная работа: «Исследование о происхождении наших идей о красоте и добродетели» (1725 г.).

ДАРВИН Чарльз (1809-1882) — английский натуралист, со­вершивший настоящую революцию в идеях своей работой «Проис­хождение видов путем естественного подбора в борьбе за сущест­вование», опубликованной в 1859 году; за ней следовали: «Проис­хождение человека и половой отбор» (1871 г.); «Изменения у жи­вотных и домашних растений» (1868 г.) и т. д. Трансмутация или трансформация видов под влиянием среды и употребления или не­употребления органов в новых условиях существования была ука­зана еще Бюффоном. Она была также провозглашена и защища­лась Жаном Ламарком в 1809 году, а позднее это учение нашло себе сторонника в Исидоре Жоффруа Сент-Илере. Дарвин объяснил естественное происхождение видов естественным отбором, который совершается в борьбе за существование каждого вида против небла­гоприятных условий климата и т. д., против других враждебных или конкурирующих видов и даже внутри самого вида. Все виды растений и животных, населяющих ныне землю, происходят от не­скольких главнейших форм, в высшей степени простых, путем эво­люции, вытекающей из естественного отбора. Труд Дарвина, опи­равшийся на тридцатилетние исследования, разнообразные наблюде­ния и опыт, сразу приковал к себе внимание ученых и быстро за­воевал признание образованных людей, несмотря на оппозицию я сопротивление академий, университетов и церквей. При этом «борь­ба за существование» была принята легче современным обществом, чем прямое действие среды и образование видов под влиянием сре­ды, о чем говорил Ламарк. С другой стороны, Дарвин сам, по мере того как он подвигался в своих исследованиях, поспешил признать важность ламарковского фактора (в «Изменении у животных и ра­стений») и старался смягчить (в «Происхождении человека») преувеличенное понятие, которое было придано его вульгаризаторами «борьбе за существованием.

ДЖОУЛЬ Джеме (1818-1889) — английский физик, первый на­шел точное измерение механического эквивалента теплоты (см. «Ме­ханическую теорию теплоты» Майера).

ДИДРО Денис (1713-1784) — французский философ. Подвер­нувшись преследованиям за свои «Философские мысли» (1746 г.) и тюремному заключению за «Письма о слепых» (1749 г.), он соз­дал проект «Энциклопедии», громадного труда для того времени, который успел, однако, довести до благополучного конца в течение двадцати одного года (1751-1772 гг.) с помощью Д'Аламбера, Гольбаха, и др., несмотря на оппозицию и интриги духовенства и гражданских властей.

ИНДУКЦИЯ, ИНДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — метод естественных наук, которому мы обязаны громадным прогрес­сом наук вообще в 19-м веке. Он состоит в следующем:

1. Посредством наблюдения и опыта стараются приобрести зна­ние фактов, относящихся к изучаемому предмету.

2. Обсуждают эти факты и исследуют, ведут ли они (латинское слово Inducere) к обобщению (то есть общему утверждению, отно­сящемуся к большому числу или широкому разряду фактов) или предположению, гипотезе, позволяющей объединить или обобщить наблюдаемые факты. (Например, после наблюдения большого числа фактов, относящихся к движению планет, Кеплер сделал обобщение и гипотезу, что все планеты движутся вокруг Солнца по линии эллипсов, в которых Солнце занимает один из фокусов.)

3. Из допущенной гипотезы (или гипотез) выводят (латинское слово deducere) следствие, позволяющее предсказывать, предвидеть новые факты. Если гипотеза правильна, то предсказанные факты должны быть верны.

4. Сравнивают эти выводы, эти следствия с наблюдаемыми фактами, упомянутыми в параграфе 1. Если необходимо, делают новые наблюдения или новые опыты, чтобы констатировать, совпа­дает ли гипотеза с наблюдаемыми или полученными фактами при опытах. И отбрасывают или изменяют свою гипотезу до тех пор, пока не найдут такую, которая совпадает с действительными извест­ными нам фактами. (Так, из гипотезы Кеплера выводят положения, которые каждая из планет должна занимать в любой момент в своем движении вокруг Солнца, и сравнивают вычисленные положе­ния с существующими на самом деле. Так как они совпадают, то гипотеза подтверждается. Затем вычисляют скорости движения пла­нет, вытекающие из гипотезы, чтобы так же сравнить их с факта­ми.) Что же касается небольших неточностей, которые приходится констатировать, для их объяснения вновь исследуют причины тем же индуктивным методом.

5. Наконец, гипотеза считается законом, когда она подтвержда­ется в массе случаев и когда находит причину, то есть явление еще более общее, чем факт, установленный индукцией. (Для планет ги­потеза Кеплера принята как закон — постоянное отношение, когда она подтвердилась в течение веков и когда еще более общее явле­ние всемирного тяготения дало ей первое объяснение.)

Этот метод есть метод всех точных наук.

КАБЕ Этьен (1788-1856) — французский коммунист, развивав­ший свои идеи в своей газете «La Populaire» и напечатавший в 1840 году без имени автора свою главную работу «Путешествие в Икарию», в которой он развил свой коммунистический государственнический идеал. Переиздана во многих изданиях, из которых издание 1842 года и последующие содержат разбор учений социа­листов, предшественников Кабе. В 1848 году он пробовал прило­жить свои идеи на практике в Техасе, после в штате Иллинойсе, но потерпел неудачу. Однако колония Молодая Икария существовала еще в девяностых годах 19-го столетия (см. об этом в работе Жюля Прюдомма).

КАНТ Эммануил (1724-1804) — немецкий философ, который имел и еще имеет большое влияние. В своих первых произведениях он занимался, главным образом, естественными науками; но его главная слава основывается на системе критической философии, ко­торую он изложил в «Критике чистого разума» (1781 г.). Он поста­вил себе задачу исследовать принципы и границы человеческого познания и шел следующим путем. Есть, говорил он, два мира: 1) мир физических явлений, происходящих во времени и простран­стве, которые мы познаем только при помощи наших чувств. Они (согласно его системе «критического трансцендентального идеализ­ма») суть только явления, не имеющие реального существования «в себе»; 2) мир внутренних идей — «вещей в себе», — имеющих су­ществование только во времени (не в пространстве). Иначе гово­ря, мы имеем материю, данную нашими чувствами, и форму, дан­ную нашим познанием, которое не может дать нам постижения абсолютной истины. Чтобы прийти к познанию мира «вещей в себе», скрывающегося за явлениями, познаваемыми нашими чувствами, он изучает происхождение нравственных идей («Критика практического разума», 1788 г.). В этой работе он показывает, что наш разум обладает способностью ставить законы самому себе. Таков долг че­ловека, обладающего нравственным чувством, — повиноваться катего­рическому императиву (императиву, вытекающему из самой сущно­сти нашего духа), который нам предписывает обращаться с други­ми людьми таким образом, чтобы наше поведение могло стать все­общим законом. Из этой идеи врожденного нравственного чувства он выводил при помощи своей метафизики идеи свободы воли, бес­смертия и Бога. В своей философии права он показывал, что абсолютное уважение нравственной свободы должно быть основой всей жизни в обществе и государстве, и как цель будущего историче­ского развития он указывал на утверждение этого идеала свободы.

КЛАУЗИУС Рудольф (1822-1888) — немецкий физик, извест­ный своими трудами по оптике, упругости и особенно механической теорией теплоты, рассматриваемой им как состояние материи в дви­жении; он открыл один из ее основных законов. Главное произве­дение: «Трактат механической теории теплоты», 2 тома.

КОНТ Огюст (1798-1857) — основатель позитивизма. Его глав­ные труды: «Курс позитивной философии» (1830-1842) — 6 томов, монументальное сочинение, представляющее попытку построить син­тетическую философию знаний с чисто научной точки зрения. Его вторая большая работа: «Система позитивной политики, или Трак­тат социологии» (1851-1856 г.), 4 тома, является приложением позитивной философии к человеческим отношениям в обществе; но, противно самой сущности позитивной философии, она имеет также целью создать религию, предметом культа которой будет «Челове­чество».

Слово «позитивный» имело вначале для Конта следующий смысл: он утверждал, что всякое человеческое знание начинается с понятии теологических (так, человек видит в громе голос раздра­женного божества); затем знание состоит из понятий метафизиче­ских, которые видят во всех физических фактах отвлеченную, вооб­ражаемую силу, стоящую вне естественных явлений («жизненная сила», «душа природы» и т. д.); и наконец наука приходит к поло­жительному позитивному знанию, которое не занимается ни «основ­ными началами», ни «субстанциями», но ищет установления зако­нов, сообразно которым известные факты неизменно сопровождают­ся известными следствиями,— иначе говоря установления отноше­ний между явлениями и их необходимыми следствиями. Утверждения позитивной философии основываются единственно на опыте; нужно отказаться от познания того, что находится вне опыта. По­зитивная философия есть синтез шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Она отбрасывает see сверхъестественные верования. Труды Конта оказали глубокое влияние на всю науку и философию второй половины 19-го века. Главными продолжателями Конта были Литтре и Джон Стюарт Милль (см. эти два слова).

КОНСИДЕРАН Виктор (1802-1893) — французский социалистический писатель, ученик и продолжатель Фурье. Был редактором «La Phalange» в 1836 году и «La Democratic Pacifique» в 1845 году. Пытался основать фаланстеру в Техасе. Развил идеи Фурье в ряде очень ценных работ. Из них важнейшие: «Социальное назна­чение» (1834 г.), «Теория воспитания, основанного на естественном влечении» (1835 г.), «Основы позитивной политики. Манифест об­щественной школы, основанной Фурье» (1841 г.), «Принципы социа­лизма. Манифест мирной демократии», появившийся сначала в 1843 году, преследуемый и вышедший вторым изданием в 1847 г.; по­следний послужил, как доказал В. Черкезов, основанием для «Коммунистического Манифеста» Энгельса и Маркса; «Социализм перед Старым миром» (1848 г.), обзор различных социалистических школ.

КОСТОМАРОВ Николай (1817-1885) — русский историк, основатель федералистской школы в истории России.

ЛАМАРК Жан-Батист (1744-1829) — французский натура­лист. Положил основы новой классификации растений и животных, «Французская флора» (1778 г.) и «Естественная история беспозво­ночных животных» (1815-1822 гг.). В своей «Зоологической филосо­фии» (1809 г.) он формулировал идею трансформизма, то есть по­стоянного изменения растительных и животных видов и вытекаю­щего отсюда их постепенного развития под влиянием среды и поль­зования или отказа от пользования тем или другим органом. Эта идея встретила сильную оппозицию со стороны официальной уни­верситетской науки, особенно со стороны Кювье, так что в акаде­миях и университетах продолжали учить неизменяемости видов (за которую высказался также Конт) до момента, когда общественное мнение, под влиянием работ Дарвина и общего пробуждения естест­венных наук в 1855-1862 г., заставило ученых и университеты пе­ременить свое мнение.

ЛАПЛАС Пьер (1749-1827) — один из величайших астрономов и математиков всех времен. Его главные труды: «Изложение системы мира» (1796 г.), в котором он дает механическое объяснение происхождения системы планет, обращающихся вокруг Солнца; «Небесная механика» в 5 томах (1798-1825 г.), его лучшее произ­ведение, в котором он дает материалистическое объяснение системы лира посредством всемирного тяготения; «Аналитическая теория ве­роятностей» (1812 г.) и множество отдельных статей и мемуаров. Все его большие труды — образец точной мысли и ясности.

ЛАВУАЗЬЕ Антуан (1743-1794) — великий французский химик, первый открывший, что вода состоит из двух газов — водорода и кислорода. Много работал над выработкой теории явлений горения, теплоты и брожения и создал в [786 г. новую систему химической номенклатуры, которая в огромной степени содействовала развитию химии. Главное сочинение: «Элементарный трактат химии» (1789 г.).

ЛИТТРЕ Максимильен-Эмиль (1801-1884) — французский позитивист, медик и публицист, который позже отдался глубокому изучению языков и литературы. Один из главных представителей философии Конта, популяризации идей которого он много способ­ствовал журналом «La Revue Positive» и рядом статей и работ по этому вопросу. Автор большого «Словаря французского языка», мо­нументального труда, которому он посвятил 30 лет работы.

ЛОМОНОСОВ Михаил (1711-1765) — русский писатель, о котором с полным основанием было сказано, что он один сам по себе представлял Университет; один из создателей русской науки и литературы. Писал оды в стихах, составил русскую грамматику (до него не существовавшую) и физическую географию полярных стран, где он уже объяснил механическую теорию теплоты, а также множество научных статей.

ЛЮИС Джордж-Генри (1817-1878) — английский физиолог, го­рячий последователь Конта; один из основоположников психоло­гии, базирующейся на физиологическом исследовании мозга и нерв­ных центров. Главные труды: «Физиология обычной жизни» (1870 г.), «Проблемы жизни и духа» (1877 г.). Он написал также «Биографическую (популярную) историю философии» (1845 г.), «Жизнь Гете» и «Изложение принципов философии Конта» (1853г.).

ЛАЙЕЛЬ Чарльз (1797-1875) — английский геолог. Его ра­бота «Принципы геологии» (1838 г.), удивительно написанная, значительно увеличенная в последующих изданиях и переведенная на все языки, представляет эпоху в геологии. Он в ней показывает, что изменения земной поверхности — которые в начале 19-го века приписывались (Кювье, Л. фон Бух) внезапным переворотам, унич­тожавшим растения и животных, живших на земле, после чего яко­бы совершалось новое «создание» живых существ, — происходили благодаря совокупности влияний медленных физических изменений, совершающихся повсюду на земной поверхности на самых наших глазах. Когда Дарвин опубликовал в 1859 году свое сочинение «Про­исхождение видов», то его друг Лайель поспешил присоединиться к нему и выпустил свою вторую замечательную работу «Древность человека» (1863 г.), в ней он принял факт ледникового периода, ко­торый ученые до тех пор упорно отвергали (приписывая глетчеры этого периода «потопу», упоминаемому в библейских преданиях). Он подтвердил также идею, высказанную во Франции несколькими пионерами (Буше-де-Перт), что человек существовал на земле в период, когда Европа имела еще ледниковый климат и была населена ма­монтами, северными оленями, пещерными медведями и другими крупными животными, привыкшими к очень холодному климату. Эта работа, смелая для его времени и в особенности для Англии, оказала глубокое влияние на развитие современной науки и спо­собствовала освобождению ее от препятствий, которые были навя­заны ей церковью.

МАРКС Карл (1818-1883) — немецкий экономист, глава школы современной социал-демократии. Бежав во Францию в сороковых годах, он издавал в Париже вместе с Руге обозрение (вышло два номера), где его статьи по социализму были замечены в радикаль­ных и социалистических кругах. Изгнанный из Франции в 1844 году и из Бельгии в 1848 году, он сначала вернулся в Германию (1848-1859), где издавал «Rheinische Zeitung». Это был главный период его деятельности. В скором времени реакция взяла верх повсюду, он должен был снова покинуть Германию и, соединившись с Энгель­сом, поселился в Лондоне. Со времени основания Интернационала в сентябре 1864 года он был приглашен принять участие в редак­ции Статутов и был назначен членом временного Центрального Ко­митета. Он скоро сделался самым влиятельным членом Генерально­го совета Ассоциации, заседавшего тогда в Лондоне. Его главные труды: «Нищета философии» (1847 г.) — ответ на «Философию ни­щеты» («Экономические противоречия») Прудона; «Коммунистический Манифест» (1848 г.) (относительно его происхождения см. Черкезова «Доктрины марксизма» и профессора Андлера «Исто­рическое введение и комментарии <к Коммунистическому Манифесту>». Париж, 1901 г.); «Критика политической экономии» (1857 г.) и главным образом «Капитал», первый том которого по­явился в 1867 году, за ним последовали два других тома, из кото­рых второй был уже посмертный. Первый том «Капитала», содержавший хорошо известный анализ происхождения капитала, стал основанием идей социал-демократии.

МАУРЕР Георг (1790-1872) — основатель в Германии школы, которая старательно изучала сельскую и городскую коммуну и дала много серьезных трудов на эту тему. Главные работы: «Введе­ние в историю учреждения марки (общинной собственности на зем­лю), очага, селения и города» (1854 г.), «История организации мар­ки» (1856 г.); кроме этих работ, им было написано много других о деревне и городе.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОТЫ. Эта теория объясняет различные явления теплоты, показывая, что все они суть результат вибрации молекул в телах с повышающейся температурой. Когда гумма этих вибраций, невидимых для глаза, увеличивается в куске железа, в жидкости или в каком-нибудь газе, мы видим, что температура этого газа, этой жидкости или этого твердого тела повы­шается. Теплота есть не что иное, как вид движения. Вот почему всякое трение производит нагревание. Когда сильные тормоза оста­навливают вращение колес поезда, то движение их переходит в трение по рельсам и проявляется уже в виде теплоты в нагрева­нии рельсов и колес и в виде искр, которые суть частички железа, нагретые и оторвавшиеся от рельсов.

Точное количество необходимого движения для поднятия тем­пературы одного литра воды на один градус Цельсия называется «механическим эквивалентом теплоты».

Механическую теорию теплоты предчувствовали уже в 18-м ве­ке, и частью ее тогда формулировали. Позже, в двадцатых годах 19-го века, она была изложена инженером Сегеном-старшим, чело­веком большого таланта, идеи которого не были оценены его совре­менниками*. Немецкий доктор Р. Майер (1845 г.) формулировал точным и полным образом механическую теорию теплоты, но и он не сумел заставить ученых принять ее. Джоуль произвел уже в 1856 году точные опыты для измерения механического эквивален­та теплоты. И только в 1860 году эта теория, представляющая самое большое завоевание науки в 19-м веке, была наконец понята и принята всеми. Она находит себе бесчисленное количество прило­жений в науке и промышленности.

* В примечании к французскому переводу «Соотношения физических сил» Грова Марк Сеген-старший заметил, что его дядя, «гражданин Монгольфьер» («Journale des Mines». T XIII. № 73), за­явил еще в 1800 году, что «движение не может быть ни уничто­жено, ни создано, что сила и теплота суть проявления под разными формами одной общей причины».

МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806-1873) — английский экономист и философ. Один из самых выдающихся представителей «эмпиризма» (то есть исследования, основанного на наблюдении и опыте) в его «Системе логики», где он прекрасно развил теорию индукции (см. это слово). Автор сочинений: «Принципы политической экономии» (1848 г.); «Свобода» (1859 г.); «Представительное правление» и «Система логики» (1843 г.).

МОЛЕШОТТ Якоб (1822-1893) — голландский физиолог-материалист. Написал по-немецки много популярных сочинений в целях распространения материалистической философии, среди которых "Круговорот жизни» (1852 г.) имела шумный успех.

МЭН Генри Сэмнер (1822-1888) — английский юрист и исследователь жизни я обычного права в сельской общине. Его работа «Древнее право и первобытный обычай», появившаяся в 1861 году, произвела сенсацию в Западной Европе, где под влиянием римско­го права не интересовались этим предметом. Другие работы: «Сельские коммуны на Востоке и на Западе», «Лекции по первоначальной истории учреждений». Университетская Франция, к сожале­нию, продолжает игнорировать труды школы права, созданной Мэном.

ОУЭН Роберт (1771-1858) — главный основатель английского социализма и один из виднейших пионеров кооперативного и про­фессионального рабочего движения, которые он пытался в 1830 — 1841 г. пропагандировать в национальном и даже международном масштабе. Пробовал приложить свои принципы на фабрике и в де­ревне и издал множество работ пропагандистского характера и по­пулярных журналов. Его главные труды: «Очерки рациональной системы» (1812 г.); «Книга нового нравственного мира»; «Револю­ция в духе и практика жизни человеческого рода». Таким образом, вместе с Фурье и Сен-Симоном он был одним из главных основа­телей современного социализма, либертарного в отличие от государ­ственного, и пользовался глубоким влиянием на умы, особенно в Англии, где его идеями были проникнуты вплоть до наших дней многие радикалы.

ПРУДОН Пьер Жозеф (1809-1865) — французский социалист, самый сильный критик системы капитализма и государства, а так­же государственнических и авторитарных теорий коммунизма и со­циализма. О его «мютюэлистской» системе см. главу X, стр. 293. Главные произведения: «Что такое собственность?» (1840 г.); «Си­стема экономических противоречий» (1846 г.); «Признания револю­ционера» (1849 г.); «Общая идея революции в 19-м веке» (1849 г.); «О справедливости в революции и церкви» (1858 г.); «О политиче­ской способности рабочих классов» (1864 г.).

РИКАРДО Давид (1772-1823) — английский экономист, при­надлежащий к школе, считающейся университетской наукой «клас­сической». Развил вслед за Адамом Смитом теорию измерения цен­ности необходимым количеством труда и теорию земельной ренты, которым университетские экономисты приписывают научную важ­ность. Главное сочинение: «Принципы политической экономии и на­лога» (1817 г.).

РУССО Жан-Жак (1712-1778) — французский философ и со­циалистический писатель. Один из предшественников Великой Ре­волюции; его демократические и религиозные идеи оказали гро­мадное влияние на умы наиболее выдающихся людей этого време­ни (особенно Робеспьера), а также на радикальных мыслителей 19-го века. Главные произведения: «О происхождении неравенства среди людей» (1753 г.); «Эмиль» (1762 г.); «Общественный дого­вор» (1762 г.); роман «Новая Элоиза» (1759 г.); «Моя исповедь», напечатанная после его смерти.

СЕГЕН Марк (1786-1875) — французский инженер, изобрета­тель трубчатого котла и автор своеобразной теории физических сил, подтверждаемой теперь отчасти изучением вибраций эфира. См. Механическую теорию теплоты.

СЕН-СИМОН Анри Клод (1760-1825) — французский социалист, один из основателей современного социализма. Его критика экономической системы капитализма была столь проницательна и столь научна, что называющиеся ныне «научными социалистами» в сущности ничего нового к ней не прибавили. Во Франции к «сенсимонистской школе» примыкали лучшие умы эпохи. О реформах, ко­торые он предлагал, см. главу XIII. Его главные работы: «Промыш­ленная система» (1821-1822 г.); «Катехизис индустриалистов» (1823 г.); «Литературные, философские и индустриальные мнения» (1825 г.).

СМИТ Адам (1723-1790) — шотландский экономист и философ, ученик Гэтчесона, известный главным образом как основатель поли­тической экономии на научных основах. В своей «Теории нравствен­ных чувств» (1759 г.), замечательном труде, бойкотируемом до сих пор религиозными моралистами, он установил, что первоначальное происхождение нравственных чувств коренится в симпатии к себе подобным, которая естественна в человеке. В своих «Исследованиях о природе и причинах богатства народов», появившихся в 1778 г., он смотрел на богатство как на результат труда и на капитал как на накопленный труд; он возражал против многочисленных пре­пятствий, которые ставили тогда правительства развитию промыш­ленности и торговли, а также обогащению народов. Этим сочине­нием он стал основателем либеральной школы в политической эко­номии.

СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) — английский философ. Рабо­тал над выработкой общей системы синтетической философии на материалистической основе, изложенной в ряде следующих работ: «Первоначальные основы» (1862 г.); «Принципы биологии» (1864г.); «Принципы психологии» (1885 г.); «Принципы социологии» (первый этюд которой, гораздо более смелый, чем его последующие труды, появился в 1851 году под названием «Социальной статики», а ос­тальные появились в различные сроки); «Данные нравственности» (1879 г.); «Личность против государства» (1884 г.).

ТЬЕРРИ Огюстен (1795-1873) — знаменитый французский исто­рик, сенсимонист, первый начавший изучать истинную историю первобытных учреждений вне государственнических и династиче­ских принципов, которыми законники и историки, воспитанные на идеях римского права, стараются «украсить» первобытные времена обществ галльских, германских, скандинавских, славянских, так на­зываемых варварских, до и после падения Римской империи. Его «Письма об истории Франции» (1820 г.), «Рассказы из эпохи Меровингов» (1840 г.) и его «История образования и успехов третьего сословия» (1853 г.) открыли новый путь для истории Франции и вообще Европы; к сожалению, университетская наука не пошла по этому пути.

С верными историческими взглядами и громадной эрудицией он соединял описательный и драматический талант. Кроме назван­ных сочинений, он опубликовал также в 1821 году историю завоева­ния Англии норманнами и собрание высокоценных документов по истории третьего сословия.

УОЛЛЕС Альфред Рэссель (1823-1917) — английский натура­лист. Послал в 1857 году (из Азии, где он собирал коллекции по естественной истории) в Линнеевское общество в Лондоне, незави­симо от Дарвина, мемуар, в котором он защищал изменяемость ви­дов путем естественного подбора в борьбе за существование. Этот мемуар был сообщен Линиеевскому обществу одновременно с мемуаром Дарвина, который в 1844 г. пришел к той же самой идее. Главные работы: «Доказательства для теорий естественного подбо­ра» (1855-1870); «Малайский Архипелаг» (1869 г.); «Дарвинизм» (1889 г.). Вернувшись к идеям Роберта Оуэна, которые он пропове­довал в юности, он в последние годы своей жизни вел серьезною кампанию за национализацию земли.

ФЕХНЕР Густав (1801-1887) — немецкий физиолог и философ. Хотя метафизик и ученик Шеллинга, он тем не менее начал изу­чать психологию на чисто физиологической экспериментальной поч­ве. Для него материя и дух одной природы и представляют лишь два различных вида, под которыми человеческое познание воспри­нимает одни и те же явления. Законы их общие. «Элементы психо­физики» Фехнера, появившиеся в 1860 году, создали целую эпоху в психологии,

ФОХТ Карл (1817-1895) — швейцарский натуралист, профес­сор геологии, зоологии и политический деятель. Принимал участие в революции 1848 года. Его материалистические работы, особенно памфлет «Вера горнорабочего и наука», напечатанный в 1854 или 1855 г., «Старое и новое в жизни животных и человека», «Зоологи­ческие письма» и т. д. произвели много шума.

ФУРЬЕ Франсуа Шарль (1772-1837) — вместе с Сен-Симоном и Робертом Оуэном один из трех главных основателей социализма. Сущность его теории сводится к тому, что полное и свободное развитие природы человека есть первое условие для достижения счастья и добродетели; между тем как нищета и преступление суть два неизбежных результата принуждения и тех противных природе препятствий, которые наше общество навязывает ради удовлетворения потребностей. Отсюда возникает необходимость полной перестройки общества на новых основах сотрудничества (бо­лее подробное развитие см. в главе XII настоящей книги). Главные труды: «Теория четырех движений» (1808 г.); «Трактат о домаш­ней земледельческой ассоциации» (1822 г.); «Новый промышленный мир» (1829 г.). Община, осуществившая некоторые идеи Фурье, бы­ла основана в Гизе Годеном Лемэром. Он оставил значительную школу, насчитывавшую в своих рядах Консидерана, Пьера Леру и многих других талантливых писателей.

ШЕЛЛИНГ Фридрих (1775-1854) — немецкий философ. Пытался построить систему философии природы, представлявшую собой отождествление природы и духа, и придать более реальное значение метафизическим «словам» его предшественников, но не достиг этого.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ — инициаторы и сотрудники великой французской Энциклопедии (см. Дидро): Д'Аламбер, Бюффон, Кондильяк, Гельвециус, Гольбах, Мабли, Тюрго и др. Важность этого труда заключается главным образом в том, что он не только пред­ставляет собой попытку резюмировать все знания того времени и трактовать естественные и математические науки, историю, искусст­во и литературу с одинаковой объективностью, но и в том, что Энциклопедия стала органом для всей нерелигиозной мысли Фран­ции 18-го века. Вот почему имя энциклопедистов часто дается тем, кто разделял философские идеи Энциклопедии.

ЯКОБИНЦЫ — имя, данное членам политического клуба (Друзья Конституции), пользовавшегося большим влиянием во время революции 1789-1793 года. В этот клуб входили передовые элементы, республиканцы и революционеры буржуазии. Он смело боролся против королевской власти и, позднее, поддерживал Робеспьера, боролся против клуба кордельеров (к которому принадле­жал Дантон, а также и гораздо более передовые элементы, как Эбер, Шометт и видные члены парижской коммуны). Он был закрыт во время реакции после 9 термидора. Имя якобинцев часто дается теперь сторонникам революционного крайне централизованного пра­вительства.

 
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]