Сайт Ярославской Группы Ассоциации Движений Анархистов
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]
 
 Теория

Илья Полонский

Живой товар:
рабство в современном мире

В нашем сознании со словами "рабы" и "рабство" обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в XVI-XIX вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия - предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-х - 50-х годов ХХ века, например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности.

Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Но на самом деле это совсем не так. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Но они есть. Некоторые правозащитные организации, говоря о масштабах рабства в современном мире, называют цифру от 100 до 200 миллионов человек. Но все же более соответствующей истине представляется точка зрения английского социолога Кевина Бейлза, который оценивает численность современных рабов в 27 миллионов человек! Большинство из них составляют кабальные рабочие в Индии, Пакистане и некоторых других странах Южной Азии. Кроме того, рабство существует в различных формах в Индокитае, в Южной Америке, в Западной и Центральной Африке, на Аравийском полуострове.

Но не надо думать, что эта проблема не касается т.н. "цивилизованного мира" - и в CША, и в Японии, и в Западной Европе тоже существуют рабы. Их неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в районе 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света. Современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Но и между современными рабами в разных культурах и частях света есть различия.

Так, в некоторых азиатских и африканских странах сохраняется домашнее рабство, наиболее приближенное к архаичным чертам классического рабства, традиционного для этих культур. Наиболее же распространена, в том числе и в "развитых странах", более современная форма рабства, которую можно назвать "рабством по контракту". Она гораздо теснее связана с мировой экономикой, чем патриархальное домашнее рабство в замкнутых обществах ближневосточных и африканских стран.

Домашнее рабство в мавританском обществе

Домашнее рабство на протяжении столетий было характерно для традиционных культур многих азиатских и африканских стран. Практически все семьи традиционной феодальной знати и многие незнатные зажиточные семьи владели невольниками, в которых обращали привозимых из внутренних африканских районов взятых в плен или насильно захваченных работорговцами людей. В течение XIX-XX вв. в большинстве ближневосточных и во многих африканских странах эта традиция была преодолена, но в некоторых домашнее рабство остается до сих пор, хотя и в несколько измененном состоянии. Мавритания расположена в северо-западной Африке. Эта страна Сахары, имеющая выход к Атлантическому океану, обладает площадью более миллиона квадратных километров, большую часть которой занимает пустыня. Она всегда развивалась на стыке двух цивилизаций - арабской и африканской. Ее юг - долину реки Сенегал, где еще возможно вести какое-то сельское хозяйство, населяют западноафриканские народы тукулер, фульбе, волоф и т.д., традиционно занимающиеся земледелием. Центральные и северные районы - край господства кочевых и полукочевых арабо-берберских племен - т.н. "великих номадов", представители знатных семейств которых до сих пор удерживают всю полноту реальной власти в стране в своих руках.

В экономическом отношении Мавритания - одна из наиболее слаборазвитых стран Африканского континента, да и всей планеты. Ее внешнеэкономический долг превышает 2,5 миллиарда долларов, потребности в продовольствии страна может обеспечить лишь на 30%. Единственное, что Мавритания может предложить взамен импорта иностранных товаров - железная руда. Но доходы от ее экспорта оседают в карманах правящей верхушки и практически не расходуются на развитие экономики, инфраструктуры, образования и здравоохранения. Мавритания - страна со средней продолжительностью жизни 40 лет, тридцатилетние женщины здесь уже выглядят старухами. Только пятая часть домов имеет электричество, а в кочевьях наступление ночи означает сплошную темень. Здесь и по сей день сохраняются многие пережитки феодальных отношений, в том числе и деление населения страны на касты - высшую военную знать ("хасанов"), мусульманское духовенство ("марабутов"), рядовых кочевников-скотоводов ("зенага"), рабов и их потомков ("харатинов").

Всего лишь 30% населения составляют т.н. "белые мавры" арабского происхождения, остальная часть приходится на афро-мавританцев и харатинов. Но белым маврам в стране принадлежит вся полнота власти и все экономические богатства.Они заинтересованы в сохранении своего господства и не собираются что-либо менять. Домашнее рабство для них - неотъемлимый источник доходов и следование древним традициям. Обычно рабы передаются в семьях мавританской знати по наследству и составляют часть их собственности, выполняя любую работу, которую им поручают хозяева. Рабыни готовят, убирают в доме, удовлетворяют сексуальные потребности хозяина. Мужчин-рабов можно увидеть ухаживающими за скотом и охраняющими стада и кочевья, в городах они трудятся на стройках, продают на улицах самый ходовой в стране товар - холодную воду, стоят за прилавками магазинов и рыночными лотками. Большинство рабов живет в вопиющей нищете, владея жалкими пожитками вроде собственных лохмотьев, чашек и одеяла. Жаркий мавританский климат позволяет им жить прямо на улице, ночуя у шатра или у дома своего хозяина. В мавританской столице - городе Нуакшот, где более-менее сказывается влияние современной цивилизации, рабство принимает новые формы. Переселяясь в Нуакшот из отдаленных районов страны, белые мавры привозят с собой своих рабов и открывают собственный бизнес, используя их неоплачиваемый труд.

В среднем, на содержание одного раба хозяин тратит около 15 долларов в месяц, что является одним из самых низких в мире расходов на оплату труда. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в Нуакшоте - торговля водой. В городе, где только 40% жителей пользуется водопроводом, это очень прибыльное дело. С раннего утра и до позднего вечера рабы развозят по городу воду на тележках, в общей сложности - не менее 700-800 литров в день. Если раб приносит домой выручку меньше той суммы, которую ему назначил хозяин, то раба ждут побои или лишение еды. Конечно, выручка в 4-5 долларов в день, которую приносит раб, по европейским меркам сумма маленькая, но для мавританского хозяина это пусть небольшой, но все же стабильный и почти дармовой доход. А если учесть, что воду развозит несколько рабов, то эта сумма может быть больше в четыре, пять, шесть раз. Почему рабы не уходят от своих хозяев? - напрашивается естественный вопрос. Но ведь им попросту некуда идти! Рабы, ушедшие от своих хозяев, обречены на еще более нищенскую жизнь, полную страданий и лишений. Бывшего раба-мужчину ждет изнурительный физический труд на добыче железной руды или на строительстве, женщину - участь проститутки. К тому же, дети рабынь обычно остаются у хозяина, так как хозяин всегда будет настаивать, что это дети от него и патриархальный шариатский суд всегда подтвердит его правоту.

Под нажимом мировой общественности мавританское правительство еще в 1980 году заявило о полной ликвидации рабства в стране. Но в действительности оно существует и правящие круги ничуть не стремятся к его действительной ликвидации. Для правящих страной кланов арабской кочевой знати рабство - надежный источник доходов и мусульманские улемы (богословы и законоучители) всегда найдут ему оправдание, ссылаясь на Коран и арабские традиции. Правительство усиленно скрывает факты существования рабовладения в стране, ограничивая въезд в Мавританию иностранцев и преследуя всех, кто пытается донести правду о рабстве до мировой общественности. Тем не менее, в стране уже появились первые ростки антирабовладельческого движения. Один из примеров - правозащитная организация "SOS рабов", активисты которой по мере своих сил и возможностей пытаются бороться с рабством.

"Рабство по контракту" в Бразилии...

В отличии от отсталых полуфеодальных обществ вроде Мавритании, Бразилия выглядит вполне цивилизованной "демократической" страной, интегрированной в мировую экономику. Но за внешним бразильским благополучием скрываются чудовищная нищета миллионов безработных и сезонных рабочих, хищническая эксплуатация природных богатств и полное безразличие коррумпированной власти и потворствующих ей "умеренных левых". В этой стране никогда не было недостатка в бедняках, готовых пойти на любую работу ради выживания собственного и своей семьи. Поэтому не удивительно, что в ХХ веке здесь появилось новое рабство. Оно приняло совершенно иные, чем в традиционных восточных обществах, формы. Его можно назвать "рабством по контракту". Наибольшее значение "рабство по контракту" имеет для добычи древесного угля, в котором нуждается работающая на экспорт и внутренние нужды бразильская сталелитейная промышленность. Древесный уголь поступает в результате почти неограниченной вырубки тропических лесов Амазонии. В лесных площадях пока там еще нет недостатка, но есть недостаток в рабочей силе, который бразильские предприниматели и стремятся восполнить за счет "рабов по контракту". Вербовщики рабочей силы, которых бразильцы называют gatos ("коты"), появляются в "фавеллах" - городских трущобах Сан-Паулу и Минас-Жерайса, обещая отчаявшимся безработным беднякам стабильный и высокий заработок на лесозаготовках. Люди верят, к тому же gatos часто покровительствуют местные власти, в том числе и полицейское начальство. У завербовавшегося на лесозаготовки рабочего gatos требуют в первую очередь удостоверение личности и трудовую книжку. И во многих случаях эти документы рабочий назад не получает. Начиная с этого момента, бразильский рабочий де-факто превращается в бесправного раба. Увезенный в далекие районы, рабочий не имеет ни цента даже для того,
чтобы вернуться домой. Без документов они рискуют быть задержанными полицией, а отсутствие трудовой книжки делает невозможным устройство на работу. Поэтому завербованным рабочим не остается ничего иного, как в тяжелейших условиях почти задаром трудиться на хозяина. Лагеря, где производят древесный уголь, называются batterias - батареи угольных печей. В них может быть от 20 и до нескольких сотен печей, а количество рабочих - от 8 до 40 человек. Угольные печи имеют круглую форму и сделаны из кирпича и глины. Они выстроены в длинную прямую линию - двадцать, тридцать, сорок отстоящих друг от друга на небольшое расстояние печей. Через узкое отверстие рабочие заполняют печь древесиной, складывая ее штабелями, очень тщательно, чтобы все дерево хорошо прогорело и превратилось в уголь. Затем отверстие закладывают кирпичами, замазывают грязью и в печи разжигается огонь. Древесный уголь получается за счет сгорания древесины при минимальном содержании кислорода. Если в печи попадает слишком много воздуха, древесина сгорает до золы. Если воздуха мало, она превращается в бесполезные обугленные деревяшки. Горение продолжается примерно два дня и все это время рабочие должны следить за температурой. Территория вокруг лагеря представляет собой угнетающее зрелище. Все деревья уничтожены, стоит неимоверная жара. Амазонские леса - сами по себе места с очень жарким климатом. Постоянно горящие печи, над которыми струится дым, делают жару возле них неимоверной. Рабочие, черные от копоти и мокрые от пота, вынуждены забираться в саму печь, чтобы выгрузить уголь. От жары они работают почти голыми и поэтому покрыты ожогами. Как правило, после нескольких месяцев работы у печей рабочие заболевают и их безжалостно выгоняют. Редко кому удается продержаться год, два года --почти рекорд. Зная, что сроки получения максимальной прибыли с рабочего очень коротки, gatos стремятся выжать из него все соки, заставляя работать и днем, и ночью практически без передышки.

Работодатели держат рабочих под своей властью разными способами. Во-первых, рабочие зависят от воды и пищи, которую им на грузовике привозят gatos. Во-вторых, в огромных лесных массивах Амазонии просто некуда бежать. А gatos ничего не стоит убить непокорного рабочего и закопать его в лесу - все равно полиция не заглядывает в эти места и никто не будет заниматься его исчезновением. Удерживают рабочих и прямым насилием, расставляя вокруг лагерей вооруженных винтовками и автоматами охранников. Но наиболее надежное средство удержать рабочих от бегства - паразитирование на их честности. Заявляя рабочему, что тот ему должен и долг надо отработать, gatos закабаляет его надежней, чем если бы он прибегнул к помощи вооруженных надсмотрщиков. Большинство бедняков - люди честные, для которых почти ничего не может быть страшнее невыплаченного долга. Поэтому они по собственной воле остаются работать на печах, даже если они прекрасно понимают, что gatos их обманывают и держат в положении рабов. Использование "рабов по контракту" на производстве древесного угля стимулирует и тот факт, что, как правило, gatos, которые управляют лагерями, не являются владельцами печей. Именно владельцы ведут переговоры с представителями плавильных заводов и плата за уголь поступает непосредственно им. Поэтому они спокойно держат gatos на коротком поводке, устанавливая минимальные расценки на произведенный уголь и снижая проценты с прибыли. Если gato оказывается недоволен, то его увольняют - всегда найдется другой человек, готовый стать управляющим батареей. Единственное, что может сделать gato для того, чтобы повысить свой доход и не оказаться на грани банкротства - снизить стоимость рабочей силы до минимума, что и позволяет сделать использование труда обманутых или удерживаемый силой и угрозами "рабов по контракту". Такая сложная система организации производства древесного угля позволяет владельцам печей, в качестве которых часто выступают достаточно крупные компании, в случае выявления каких-либо недостатков и нарушений или обнаружения фактов использования принудительного труда сваливать всю вину на конкретных gatos, увольнять их, а самим оставаться безнаказанными и, наняв новых управляющих, продолжать свой бизнес.

Масштабы использования рабского труда в современной Бразилии ужасающи. Только в 1996 году в трех графствах штата Мату Гросу в 200 угольных лагерях содержалось более 10 000 человек, включая женщин и детей! А ведь добыча древесного угля производится и во многих других штатах Бразилии. Угольными лагерями далеко не исчерпывается список отраслей, активно использующих дармовой труд "рабов по контракту". Рабы трудятся на золотых приисках, рубят лес в Амазонии, срезают сахарный тростник на плантациях. Чаще всего попадают в кабалу индейцы, которые до сих пор остаются самой бесправной частью бразильского населения. С рабством в Бразилии пытаются бороться правозащитные организации и некоторые левые группы. Эти отважные люди стремятся рассказать всю правду о рабстве, несмотря на то, что это может стоить им жизни. Так, имена восьми активистов в небольшом городе Рио-Мариа в штате Пара внесены в списки "приговоренных к смерти" местной мафией, связанной с владельцами печей, а шестеро правозащитников уже убиты.

...и в России

"Рабство по контракту" - проблема не только бразильская. Как бы не стремилось российское правительство скрыть факты существования "рабства по контракту" в России, особенно в Москве, о нем все равно становится известно. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение, обращаются в кадровые агенства и другие фирмы, сулящие им большие деньги за "вахтовые работы" в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах.Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего. Отдельная тема - рабство у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие т.н. "бичи" и "бомжи" попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и содержа впроголодь. Случаи освобождения таких рабов имели место и в Ростовской области, в частности в Батайске и Шахтах, где во время рейдов по домам цыганских наркоторговцев милиция не раз обнаруживала в сараях содержимых на положении рабов мужчин и женщин - как правило, из категории бездомных или злоупотребляющих алкоголем людей.

Дети-рабы

В интересах наживы современные рабовладельцы, как и их предшественники тысячелетия и столетия назад, не гнушаются ничем. Они не останавливаются и перед использованием в качестве дармовой рабочей силы детей и подростков, которые разными путями попадают в рабство. В промышленности подневольный детский труд используется на некоторых предприятиях в азиатских, латиноамериканских и африканских странах. Печально известны фабрики, производящие фейерверки в районе города Шивакаси в индийском штате Тамил-Наду. Примерно 50 000 детей и подростков в возрасте от трех с половиной (!) до пятнадцати лет работают на производстве фейерверков. Занимая деньги в долг крестьянам окрестных деревень, агенты фабрик ставят их в кабальную зависимость. Расплачиваются родители не только своим трудом, но и своими детьми. Автобусы с агентами приезжают в деревню около 5 часов утра, ежедневно. Агенты забирают детей на фабрики, где они работают по 12 часов в сутки. Возвращаются домой дети только после семи часов вечера. В период перед национальным индийским праздником Дивали (Фестиваль огней) фабрики работают без выходных по 7 дней в неделю, а продолжительность рабочего дня увеличивается до 14 часов. Задача детей на фабриках - сворачивать и упаковывать в красочные обертки фейерверки. Со временем пороховая смесь разъедает кожу на детских пальцах и образуются волдыри. Их прижигают куском угля или сигаретой и продолжают работать. У долго работающих на фабриках детей пальцы превращаются в сплошное месиво шрамов, а порошкообразный хлористый калий, фосфор и окись цинка попадают в легкие, вызывая проблемы с дыханием и заражение крови.

Мало чем отличается от рабства труд детей, отдаваемых в качестве работников в чужие состоятельные семьи, в ряде карибских стран. Выполняя грязные домашние работы, эти дети не получают никакой оплаты, кроме скудной пищи, а вдобавок к этому не имеют права покинуть хозяина и часто подвергаются издевательствам и избиениям. Для многих быть отданным в чужую семью означает рабство вплоть до наступления совершеннолетия.

Наконец, в самых разных уголках планеты тысячи девочек и девушек похищаются, покупаются у родителей и принуждаются заниматься проституцией. В отсталых северных районах Таиланда девочку можно купить у ее родителей по цене цветного телевизора. Бордели Бангкока и других тайских городов, столь посещаемых западными туристами в поисках "восточной экзотики", наполнены насильно удерживаемыми девушками, большинству которых от 13 до 18 лет. Чем моложе девушка, тем выше ее стоимость и тем больше она приносит прибыли сутенерам. Но уже через два-три года таиландская проститутка заболевает СПИДом и ее выбрасывают на улицу умирать в нищете. Похищают и покупают девушек не только в азиатских странах, но и в бывших республиках Советского Союза, население которых живет далеко за чертой бедности. Русскими, украинскими, среднеазиатскими девушками уже наполнены публичные дома Европы, США, Израиля, арабских стран. Механизмы вывоза девушек за границу в качестве проституток освещались в прессе не раз, но, тем не менее, торговля живым товаром продолжается. Помимо вывоза девушек зарубеж, их похищают или сладкими обещаниями заманивают в Москву и другие крупные города России "на работу" якобы в качестве нянь, официанток, продавцов и т.д. На самом деле они попадают в положение сексуальных рабынь. Проституция приносит огромные доходы как непосредственно организующим и контролирующим ее криминальным группировкам, так и пронизанным коррупцией т.н. "органам охраны порядка", которые во многих странах сами мало чем отличаются от преступных банд.

Сопротивление рабству

С рабством в современном мире пытаются бороться многие правозащитные, религиозные и политические организации. Надо отдать должное мужеству людей, которые не боясь угрозы ареста или физической расправы, находят в себе силы и смелость открыто выступать против тщательно скрываемых правительствами, капиталистами и криминалом фактов рабства. Конечно, побороть рабство эти люди только своими усилиями не в состоянии. Но они делают очень важную и необходимую работу - собирают по крупицам всю информацию, которая становится благодаря им известна более широким кругам общественности. Часто сбор информации может запросто стоить им жизни, но они бесстрашно интервьюируют бразильских угольщиков и мавританских рабов, выдавая себя за посетителей борделей, расспрашивают проституток, проникают под видом ученых или туристов в самые небезопасные "горячие точки" планеты. Честь и хвала этим людям!

Но, к сожалению, ни правозащитники, ни христианские миссионеры, как бы они не были искренни в своем стремлении освободить часть людей от рабства, саму систему бесчеловечного владения людьми перебороть не в силах. Для того, чтобы полностью освободить рабов и для того, чтобы сделать невозможным явления вроде рабства, необходима смена всей социально-экономической системы. Пока одна минимальная часть людей будет, проживая в нескольких европейских или американских центрах, эксплуатировать миллиарды других жителей планеты, пока безумие капиталистической гонки за прибылью будет уничтожать лесные массивы и превращать некогда цветущие земли в безжизненные пустыни, почва для рабства будет существовать. Только уничтожение капитализма как системы эксплуатации человека человеком (что уже есть рабство) и только борьба с иерархическим и авторитарным устройством общества смогут положить конец рабству во всех его проявлениях.

 
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]