Сайт Ярославской Группы Ассоциации Движений Анархистов
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]
 
 Теория

Евангелие от Марии

Текст дошел до нас на саидском наречии коптского языка (Берло. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это - Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста - Евгност счастливый").

Текст "Евангелия от Марии" представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению, частично утраченный. Не сохранилось начало Евангелия (страницы 1-6), нет также страниц 11-14. Дошли страницы 7.1 - 10.23 и 15.1-19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4-19.5 коптского папируса.

Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11-18), узревшей Иисуса  воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и по-разному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" и "Родословие Марии".

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и вознесением Иисуса. По мнению немецкого ученого В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) - Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус Открыл ей.

+ + +

Страницы 1-6 отсутствуют

[7]

        ... Материя тогда
        разрушится или нет? Спаситель сказал:
        "Все существа, все создания, все творения
        пребывают друг в друге и друг с другом;
5      и они снова разрешатся
        в их собственном корне. Ведь
        природа материи разрешается
        в том, что составляет ее единственную природу.
        Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
10    Петр сказал Ему: "Коли ты
        разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:
        что есть грех мира?"
        Спаситель сказал: "Нет греха, но
        вы те, кто делает грех, когда
15    вы делаете вещи, подобные природе
        разврата, которую называют "грех".
        Вот почему благо сошло
        в вашу среду к вещам всякой природы,
        дабы направить ее к
20    ее корню". Далее Он продолжил
        и сказал: "Вот почему вы болеете
        и умираете, ибо

[8]

        вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот,
        кто постигает, да постигает! Материя породила
        страсть, не имеющую подобия,
        которая произошла от чрезмерности.
5     Тогда возникает смятение во
        всем теле. Вот почему Я сказал вам:
        Крепитесь, и, если вы ослабли,
        крепите же себя пред разными формами
10    природы. Тот, кто имеет уши
        слышать, да слышит!
        Сказав это, блаженный
        простился со всеми ими и сказал:
        "Мир вам! Мир мой,
15    приобретите его себе! Берегитесь, как бы
        кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:
        "Вот, сюда!" или "Вот, туда!"
        Ибо Сын человека
        внутри вас. Следуйте
20    за ним! Те, кто ищет его,
        найдут его. Ступайте же и проповедуйте
        Евангелие царствия. Не

[9]

        ставьте предела кроме того,
        что Я  утвердил вам, и не давайте
        закона как законодатель,
        дабы вы не были схвачены им".
5      Сказав это, Он удалился. Они же
        были в печали, пролили обильные слезы и
        сказали: "Как пойдем мы
        к язычникам и проповедуем
        Евангелие царствия Сына
10    человека? Если они
        не сберегли Его, как они
        сберегут нас?" Тогда Мария
        встала, приветствовала всех их
        и  сказала своим братьям: "Не плачьте,
15    не печальтесь и не сомневайтесь,
        ибо Его благодать будет
        со всеми вами и послужит защитой
        вам. Лучше же
        восхвалим Его величие, ибо Он
20    приготовил нас и сделал нас людьми".
        Сказав это, Мария обратила их сердца
        ко благу, и они начали
        рассуждать о словах Спасителя.

[10]

        Петр сказал Марии: "Сестра,
        ты знаешь, что Спаситель любил тебя
        больше, чем прочих женщин.
        Скажи нам слова Спасителя, которые
5      ты вспоминаешь, которые знаешь ты,
        не мы, и которые мы и не слышали".
        Мария ответила и сказала:
        "То, что сокрыто от вас, я возвещу
        вам это". И она начала говорить им
10    такие слова: "Я,  - сказала она, - я
        созерцала Господа в видении, и я
        сказала ему: "Господи, я созерцала тебя
        сегодня в видении". Он ответил и
        сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула
15    при виде меня. Ибо где ум,
        там сокровище". Я сказала
        ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает
        видение, - он созерцает душой
        [или] духом?" Спаситель ответил мне и
20    сказал: "Он не созерцает душой и не
        духом, но ум, который
        между двумя, - и [тот], который
        созерцает видение, и он [тот]
        (Страницы 11-14 отсутствуют).

[15]

        его. И вожделение сказало:
        "Я не увидела тебя нисходящей,
        но теперь вижу тебя восходящей.
        Почему же ты лжешь,
5      принадлежа мне? Душа ответила и
        сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела
        и меня не узнала. Я была
        Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".
        Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
10    Снова она пришла к
        третьей власти, именуемой
        "незнание". Она
        спросила душу, сказав:
        "Куда ты идешь? лукавство
        схватило тебя. Но ты схвачена.
        Не суди!" И
        душа сказала: "Почему ты судишь меня,
        хотя я не судила? Я была схвачена,
        хотя не схватила. Меня не
20    познали, я же, я познала, что
        все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

[16]

        будь то небесные". Устранив
        третью власть, душа
        поднялась выше и увидела
        четвертую власть в
5      семи формах. Первая фор-
        ма - это тьма; вторая -
        вожделение; третья - незнание;
        четвертая - смертная ревность;
        пятая - царствие плоти;
10    шестая - лукавство
        плоти; седьмая -
        яростная мудрость. Это семь
        господств гнева. они вопрошают
        душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" -
15    или: "Куда направляешься ты, поглощающая
        пространства?" Душа ответила
        и сказала: "Что хватает меня,
        убито; что опутывает меня,
        уничтожено; вожделение мое
20    пришло к концу, и незнание
        умерло. В [мире] я была разрешена

[17]

        от мира (вариант: миром) и в
        отпечатке отпечатком
        свыше. Узы забвения
        временны. Отныне
5      я достигну покоя
        времени, вечности, в
        молчании". Сказав это, Мария
        умолкла, так как Спаситель
        говорил с ней до этого места.
10    Андрей же ответил и сказал
        братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать
        по поводу того, что она сказала.
        Что касается меня, я не верю,
        что Спаситель это сказал. Ведь эти учения
15    суть иные мысли". Петр
        ответил и сказал по поводу
        этих самых вещей. Он
        спросил их о Спасителе: "Разве
        говорил Он с женщиной втайне
        от нас, неоткрыто? Должны мы
        обратиться и все слушать
        ее? Предпочел Он ее более нас?"

[18]

        Тогда Мария расплакалась и сказала
        Петру: "Брат мой Петр, что же ты
        думаешь? Ты думаешь, что я
        сама это выдумала в моем
5      уме или я лгу о Спасителе?"
        Левий ответил и сказал Петру:
        "Петр, ты вечно гневаешься.
        Теперь я вижу тебя состязающимся с
        женщиной как противники.
10    Но если
        Спаситель счел ее достойной, кто же
        ты, чтобы отвергнуть ее? разумеется,
        Спаситель знал ее очень хорошо.
        Вот почему Он любил ее
15    больше нас. Лучше устыдимся!
        И облекшись совершенным человеком,
        удалимся, как Он
        велел, и проповедуем
        Евангелие, не ставя
20    другого предела, ни другого закона,
        кроме того, что сказал Спаситель". Когда

[19]

[...]   и они начали
        уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать.
        Евангелие
5      от Марии.


Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. - М., "Мысль", 1989 (науч.-атеист. б-ка). С. 316-326. 


 
 
[ Новости ] [ Организация ] [ Пресса ] [ Библиотека ] [ Ссылки ] [ Контакты ] [ Гостевая ] [ Форум ]